Средние промеры:
высота в холке - 155-159 см
длина туловища - 159 см
обхват пясти - 19,3 см Экстерьер ахалтекинской лошади отличается своеобразием. Голова сухая, обычно с прямым профилем; глаза большие, выразительные; уши длинные, очень подвижные; затылок длинный; шея прямая, тонкая, выход шеи высокий; холка средней высоты; лопатка косая; спина нередко мягкая, недостаточно мускулистая, поясница иногда запавшая; круп средней длины, мускулистая грудная клетка неглубокая, ребра часто короткие; ноги очень сухие, крепкие, правильно поставленные, но задние нередко саблистые. Характерно очень слабое развитие волосяного покрова, что особенно заметно по редкой и короткой гриве и челке, а также отсутствию щеток на ногах. Оригинальна масть многих ахалтекинских лошадей: золотисто гнедая, золотисто-рыжая, золотисто-буланая. Но нередка и обычная масть - гнедая, рыжая, серая, вороная. У ахалтекинцев очень пылкий темперамент. Некоторые лошади подпускают к себе только хозяина.
Ахалтекинцев называют чистокровными лошадьми. И это не случайно, так как на протяжении нескольких тысячелетий кочевые племена туркменов сохраняли их в чистоте (не смешивали с другими породами лошадей). Родина лошадей ахалтекинской породы - оазис Ахалтекинский в южной части Туркменистана, примыкающей к пескам Каракумов.
Среди 250 известных ныне конских пород в мире ахалтекинцы считаются одной из наиболее древних. Многие исследователи считают их самой древней породой. А многие считают ахалтекинца наиболее чистокровной лошадью.
В средние века туркменских воинов с их знаменитыми лошадьми нередко нанимали на службу правители соседних государств. Так в VIII-Х веках личная охрана багдадских халифов состоя из туркменских всадников. Был летучий туркменский отряд и в армии Тимура - эмира Самарканда и других владений в 1370-1405 гг. Позднее туркменских лошадей, как и арабских, в большом количестве завозили в Россию и западноевропейские страны, на коневодство которых они оказали значительное влияние. Кровь туркменских лошадей безусловно присутствует в чистокровной верховой, карабахской, донской, карабаирской и других породах. В XVIII и XIX веках туркменские жеребцы состояли производителями во многих конных заводах России, в том числе в Стрелецком, Деркульском, Хреновском (верховое отделение). В Неиштатском и Тракененском конных заводах Германии в конце XVIII века многочисленное потомство оставил известный жеребец Туркмен Ати; в Тракененском заводе в начале XX века одним основных производителей был другой туркменский жеребец - Джейран.
Современная ахалтекинская порода представляет собой огромную зоотехническую ценность как исключительно оригинальная и наиболее чистая форма южной лошади. Она может быть поставлена в один ряд с другими немеркнущими творениями народов Востока - произведениями архитектуры, литературы и прикладного искусства. Эта лошадь служила, и будет служить ценным исходным материалом для получения верховых лошадей разных типов и для выведения новых пород. Чистопородная ахалтекинская лошадь необходима для массового улучшения конского поголовья в своеобразных условиях Туркмении, а также для различных видов конного спорта.
Ахалтекинцы очень плавно несут всадников, особенно на карьере. Они энергичны, поворотливы, послушны. Обладают не только отличной резвостью, прежде всего на коротких дистанциях, но и способностью преодолевать различные препятствия. Лошади эти славятся своей выносливостью, легко переносят жаркий климат, довольствуются малым количеством воды. Ахалтекинские лошади использовались при создании донской, карабаирской и других пород.
Ахалтекинские лошади прославились в различных видах конного спорта. На жеребце Перепел (Ашхабад, 1950 г.) был установлен рекорд по прыжкам в длину - 8 м 78 см. На сером жеребце Араб в соревнованиях на высоту прыжка была преодолена планка на уровне 2 м 12 см. Сын этого жеребца вороной Абсент рождения 1952 г. оказался одной из лучших лошадей мира по выездке. Заслуженный мастер спорта С. Филатов, выступая на Абсенте, стал чемпионом XVII Олимпийских игр в Риме и бронзовым призером XVIII Олимпийских игр в Токио.
Происхождение текинцев затеряно во тьме веков, или даже тысячелетий. Найденные в Ассирии клинописные тексты говорят нам о лошадях из Мидии и Урарту. Тиглатпаласар (1115–1077 до н.э.) писал: “Я захватил стада лошадей, мулов и другого скота с их лугов. Я заставил их заплатить дань в 1200 лошадей.”. Геродот писал: “Есть в Мидии бескрайняя равнина по имени Нисея, на которой водятся величественные кони.”. Он же дает описание десяти священных лошадей в царственной упряжи, которые прокладывали путь для священной колесницы Ахарамазда в армии Ксеркса. Эти лошади были выращены в Нисее “между Балхом и Мидией.”. Они были грациозны, имели длинные, тонкие и гибкие шеи, большие глаза, сухие головы и длинные сильные ноги. Рисунки ахалтекинцев, датируемые IX веком до н.э. или даже 4–2 тысячелетиями до н.э., обнаруживают на огромной территории между Кавказом и Луристаном. Римский военный теоретик Вегеций (V век): “Движения этих лошадей горячи, но легки и неутомительны для всадника... Отличаются большим ростом и особенно красивой шеей и головой, которую держат так “в сборе”, что почти касаются губами груди”.
Не менее точное описание сделал историк Древнего Рима Аппиан (II век): “Кони Нисеи превосходят всех своей красотой. Это кони, достойные могущественных царей, прекрасные с виду, легко выступающие под всадником, легко повинуются удилам, высоко несут они свою гордую голову и со славой реют в воздухе золотые их гривы...”.
Наиболее интересные археологические данные были получены из знаменитых захоронений Пазырык на Алтае, датируемых VI веком до н.э. Это захоронения скифского вождя. В слое вечной мерзлоты у подножия каменистого кургана почти идеально сохранились останки коней, которые очень напоминали современных текинцев. Скелеты лошадей, живших более 2500 лет тому назад, обнаруженные при раскопках в Анау, близ Ашхабада, также говорят об их тесной связи с современными текинцами. Приблизительно 1000 лет до н.э. индо–германско–бактрийское племя разводило на северных склонах Афганистана лошадей, которые были очень схожи с нынешними текинцами.
С незапамятных времен “небесные кони” были разменной монетой в политических играх. Персидский Император Цирус женился на дочери царя Мидии Астьягеса, чтобы получить доступ к лошадям Бактрии, которых ему не удалось добыть силой. Александр Македонский, женившись на Роксане, дочери бактрийского царя, получил самых быстрых и храбрых лошадей своего времени. Именно им он обязан многими своими победами. Китайский Император Ву в 103 году до н.э. даже развязал войну, чтобы получить этих лошадей.
Римскому Императору Пробу подарили ахалтекинского коня, который мог в течение 10 дней проходить по 150 км. Текинцев высоко ценили в Багдадском халифате (IX–X века н.э.). Элитная гвардия халифата набиралась из туркменов, которые ездили на туркменских чистокровных лошадях. В своих военных кампаниях “небесных лошадей” использовали персидский царь Дарий Великий, Чингиз–хан и его соперник Джелалетдин, сельджук туркменского происхождения, который заставил Чингиз–хана отказаться от похода на Индию, правители Парфы, Монголии и Турции.
Сохранились эмоциональные описания средневековых посетителей Туркменистана. Марко Поло воздал должное туркменской лошади. Он писал, что Туркменистан производит отличных высоких коней, которых продают по 200 ливров. Марко Поло проследил происхождение текинцев до Буцефала, легендарного жеребца Александра Македонского. Александр оставил материальное свидетельство своей любви к своему коню: после его смерти Александр прекратил военную кампанию, чтобы воздвигнуть в его честь мемориальный мавзолей, который сохранился до сих пор в Пакистане.
Открытие морского пути из Европы в Индию значительно снизило важность континентального Шелкового Пути. Этот путь проходил через Туркменистан и способствовал установлению связей между азиатскими народами. Народы, жившие вдоль этого пути, в том числе и туркмены, были “забыты”. А с XVII века роль ахалтекинской лошади ошибочно приписывалась арабской.